140560, Российская Федерация, Московская область, г. Озёры, городской округ Озёры, Школьная, д.13, д.14
8 (496) 702-11-84, 8 (496) 702-12-37 [email protected]

Современные изобразительные материалы как средство художественно-эстетического развития дошкольников.

Цель – раскрыть изобразительные возможности современных материалов, показать их влияние на развитие творчества детей старшего дошкольного возраста помочь взрослым организовать занятия с детьми как в ДОУ, так и в домашних условиях. Задачи:

- изучить поливариантное использование изобразительных материалов в образовательной работе с детьми; - представить уже знакомые материалы в новом контексте; - разработать методику художественно-эстетического развития детей; - определить показатели результативности работы по изобразительной деятельности и художественному труду.

I часть - Теоретическая.

Современные подходы к образованию детей дошкольного возраста требуют сочетания традиционных методик обучения, воспитания и развития в соответствии с последними тенденциями, направлениями в области педагогики и социальным заказом современного общества. В настоящее время многие отечественные и зарубежные производители изобразительных материалов расширяют свой ассортимент товаров, предлагая пользователям все больший простор для творчества и фантазии.

На прилавках можно встретить как неизвестные ранее материалы (краски по стеклу, гель с блестками, акриловые и темперные краски), так и традиционные в современном исполнении (например, перламутровая акварель, флуоресцентные восковые мелки и гуашь, плавающий пластилин). Все это способствует популяризации изобразительной деятельности и художественного труда среди педагогов и родителей, пробуждает еще больший интерес детей к продуктивной деятельности. Однако педагогам и тем более родителям трудно ориентироваться на рынке современных изобразительных средств, подбирая соответствующие техники и разрабатывая методики для творческого использования. Выбирать изобразительные материалы для работы с детьми необходимо в соответствии с такими требованиями: - безопасность материала для здоровья детей; - высокое качество материала, влияющее на его изобразительные свойства и способствующее получению удачного конечного рисунка и поделки (хороший результат вызывает у ребенка желание сделать еще что-либо необычное и программирует его на успех); - учет возрастных особенностей и возможностей детей (например, толщина грифеля восковых карандашей различна для детей 5 и 7 лет); - прочность формы и содержания материала для возможности экспериментирования; - привлекательность продукции (яркая, забавная упаковка вызывает у детей желание взять набор в руки, рассмотреть его, применить на практике). При реализации методики организации изобразительной деятельности и художественного труда рекомендуется взрослым руководствоваться следующими положениями: - изобразительные материалы и обучение технике работы с ними не являются самоцелью; - предлагаемые изобразительные материалы и показ вариантов их использования должны пробуждать творческое воображение ребенка, помогать ему в создании ярких и выразительных образов; - получение продукта (поделки, рисунка) – главный результат каждой встречи ребенка с новым изобразительным материалом; - обучение технике работы с материалом следует строить на решении простых и доступных для выполнения задач, а методика работы должна быть интересной и занимательной; - при подборе тем и содержания работы с материалом следует строить на решении простых и доступных задач, а методика работы должна быть интересной и занимательной; - рассматривание произведений искусства, выполненных художниками в данной технике, чтение занимательных рассказов об истории использования материалов, решение задач «открытого типа», экспериментирование и изучение свойств и качеств современного изобразительного материала – эффективные методы и приемы сотрудничества взрослого с ребенком. Хотелось бы поделиться некоторыми соображениями и полезными находками, конкретизирующими организацию детской продуктивной деятельности, обусловленную применением современных изобразительных материалов. Определяя тематику занятий по изодеятельности и реализуя ее на практике, стоит учитывать характер и качество материала.

Гель с блестками легко ложится на бумагу, пластилин, глину, гуашь, акварель и т.д., техника нанесения может быть различной: с помощью носика на тюбике и растирания кисточкой. Он может использоваться как дополнительный материал с целью придания спецэффекта и завершенного вида работе. Детям доставляет большое удовольствие украшать наряды Снегурочки и Деда Мороза сверкающими узорами, передавать ледяное мерцание узоров на зимних окнах, придавать привлекательный вид пригласительной открытке или воплощать сказочные элементы волшебного города. Восковые мелки оставляют на бумаге четкие, яркие, тонкие линии, поэтому они пригодны для изготовления дидактических игр («Припаркуй автомобиль», «Найди пару», «Пора делать покупки»). Для мелков характерна мягкость фактуры, поэтому дети могут передавать текстуру поверхности предмета, например, в изображении овощей и фруктов. Они удивляются волшебному проявлению ископаемых динозавров на фоне акварельного доисторического леса, появлению загадочных космических объектов в безвоздушном пространстве, свечению сказочных деревьев в райском саду. Витражные краски используются для украшения предметов интерьера и деталей архитектуры с прозрачной поверхностью. Они эластичны, пропускают свет, а рисунок может быть использован многократно и переносится с объекта на объект. Дети радуются волшебному свечению фонарика для гнома, возможности украсить витражами окна домов разных сказочных персонажей, подарить друг другу воздушный шар с необыкновенным рисунком. Клей ПВА лучше использовать по прямому назначению – для изготовления поделок из ткани, бумаги, картона, природного и бросового материалов; для аппликации, мозаики, создания объемных фигур. А также в качестве изобразительного материала: как для показа текстуры предмета, его декорирования, так и для ограничения распространения краски. В силу своей универсальности клей незаменим. Для реализации задуманного образа дети с огромным удовольствием и кропотливостью выкладывают на клейкую основу непривычный материал: разноцветной яичной скорлупой украшают сказочную птицу, с помощью полосок из журналов и газет передают пестрое оперение Курочки Рябы. Удобство примененияакриловых красок состоит в том, что они быстро высыхают, после чего не пачкаются. Широкий спектр технических возможностей позволяет использовать этот материал для предметного, сюжетного и декоративного рисования: декоративной росписи объемных предметов, поделок из пластмассы, ткани, кожи, дерева, керамики. Краски хорошо ложатся на стекло. Они применяются в детской декоративно-оформительской деятельности, для изготовления макетов («На скотном дворе», «На лужайке») и атрибутов для сюжетно-ролевых игр («Магазин», «Семья»). Акварель – достаточно сложный материал для изобразительного творчества дошкольников, поэтому следует вводить его аккуратно, и дозировано. Начинающему маленькому художнику необходимо раскрыть «секреты» материала и работы с ним. Разнообразие приемов работы с акварелью (рисование по-сырому, вливание краски в краску, размывание) позволяет создавать выразительные образы: сочную гамму осеннего натюрморта, мягкость пушистой шерстки зверят, замысловатые узоры весеннего дождя, гармоничное сочетание цветов в вазе. Гуашью можно работать не только на бумаге, но и на ткани, картоне, фанере. Разнообразие приемов рисования (высветливание, наложение более светлой краски на темную и, наоборот, рисование мазками, работа в одной цветовой гамме) позволяет детям уже младшего дошкольного возраста создавать яркие красочные рисунки. Особенно интересны и удачны работы, которые создаются в коллективе: например, роспись изразцовой печи, воссоздание доисторического леса с динозаврами и сказочного дворца. Качества определенных материалов и особенности некоторых техник требуют порциального ознакомления детей с ними. Необходимость поэтапного распределения познавательного материала регулирует математическое построение методики. Например, осваивая технику работы с клеем ПВА, дети сначала украшают объекты – брелоки и кулоны – нанося простой узор на основу, а впоследствии используют клей как живописный материал. Беседуя с дошкольниками о различных материалах, важно уже с первых занятий выработать у них понимание того, что это не просто средства для изображения, но и богатейшее поле для развития творческой мысли. Темы занятий ограничивают воображение условно, обозначив лишь общее направление замысла. Предоставив детям возможность применить свой эстетический опыт в рисовании и поделках, педагог порадуется тому, с какой фантазией воспитанники украшают морозными узорами окна многоэтажного дома, изобретают летательные аппараты, открывают дальние планеты, населяют леса и поля пушистыми зверьками. Чтобы преодолеть стереотипность мышления, взрослый может предложить дошкольнику создавать одинаковые объекты с применением разных изобразительных материалов и техник: например, украсить бусы для мамы сначала акриловыми, а потом темперными красками. Для развития воображения и дивиргентного (альтернативного) мышления используется метод «открытых» творческих задач, ценность которых заключается в том, что они дают дошкольнику возможность поиска и нахождения нескольких ответов и вариантов решения. Так, изображая, например, космос, дети более свободны в выборе содержания, способов, материалов и инструментов для воплощения замысла. Творческую мысль будят во время создания поделок и рисунков, обмен идеями и знаниями. Этому в большей степени способствует такая форма организации занятий, как мастерские, где дети создают коллективные работы. На первых этапах дошкольники под руководством педагога выполняют отдельные детали и, соединяя их в общую композицию, приобретают уверенность в своих силах, наблюдают, как из кусочков складывается красивое произведение для украшения группы. Каждый малыш знает, где располагается его маленький вклад в общую работу и с гордостью демонстрирует это взрослым. В конце года ребята уже сами объединяются в творческие группы и определяют концепцию будущего произведения. Задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить целостный педагогический процесс. Наиболее удачная форма организации работы над поделками – интеграция двух видов продуктивной деятельности: рисования и художественного труда. Например, при изготовлении елочных украшений дети делают заготовки из разных материалов и расписывают их, добавляя детали к задуманному образу. Показателями результативности работы педагога могут служить изменения, происшедшие в характере художественно-творческой деятельности и отношении к ней. - Ребенок проявляет неподдельный интерес к изобразительному материалу, любит действовать с ним, охотно экспериментирует. - Владеет различными художественными техниками и умело использует качества материала, как средство выразительности. - Придумывает и создает композиции, используя широкий спектр материалов. Например, дети узнали, что для передачи художественных образов акварель можно сочетать с другими материалами: простыми и цветными карандашами, фломастерами, восковыми мелками, свечой, гуашью. Рисунок, нанесенный на лист бумаги, волшебным образом проявляется сквозь акварельный слой, и вот уже по холодному осеннему небу летит стая гусей. - Применяет материал не только на занятиях, но и в самостоятельной художественной деятельности: дополняет свое произведение деталями или создает новое, используя знакомые материалы. Такие успехи в творчестве стали возможны благодаря тому, что все представленные материалы, обладая полярными свойствами, предлагают взрослому неограниченные возможности для воспитания и развития детей. Тем не менее, каким бы техническим и методическим оснащением ни обладал педагог, 80% успеха зависит от его способности к творческому осмыслению своего труда, желания избегать шаблонов и формальности в работе с дошкольниками. Акцент на развитие индивидуальности ребенка, раскрытие его внутренних задатков и способностей должен стать определяющим в работе педагога. Этот разговор об использовании в ДОУ современных изобразительных материалов хотелось бы завершить словами Александры Платоновны Усовой: «Ребенок развивается не только путем накопления знаний, получаемых созерцательным путем; громадное значение имеет деятельный путь, направленный на овладение различными умениями, различными формами человеческой деятельности. Это условие должно быть реализовано в педагогическом процессе, начиная с ранних ступеней развития ребенка. Чем многообразнее деятельность ребенка, тем многостороннее для него пути познания окружающего и развития своих возможностей».

 

II часть - Практическая.

1. «Дерево ожиданий» в начале семинара – практикума раздать «сердечки», на которых педагоги напишут то, что они ожидают от данного семинара-практикума (листочки с вопросом об ожидании представлены заранее, чтобы у педагогов было время обдумать ответ). Затем прикрепить их на «дерево ожиданий».

Цель: сбор информации.

Время: 2 минуты.

Творческое задание

Предложить разделиться пед. коллективу на 3 группы-команды, в зависимости от выбранного цвета «сердечек».

  1. Создание коллажа.

Техника «Коллаж»

Материалы и оборудование: ватман, вырезки из журналов, клей ПВА, ножницы, гель с блестками, восковые мелки, акварель, гуашь и т.д.

Техника коллажа является одним из арт-терапевтических методов, который состоит в наклеивании на основу (ватман) материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Предлагается создать образ с помощью вырезанных из журналов картинок, надписей, фотографий, и др.

Коллаж одновременно выполняет как диагностическую, так и терапевтическую функцию. В нем передаются переживания, стремления, желания, сознательные и бессознательные установки человека. То, что для человека является важным и значимым, обязательно найдет свое отражение в работе. Коллаж выполняется в группах (4-8 человек). Творческая реализация участвующих в группе позволяет решать социально-психологические задачи, дает опыт позитивного сотрудничества, учит слушать и понимать друг друга, конструктивно разрешать конфликтные ситуации. Создание коллажа всегда вызывает большой интерес. При этом важен не только процесс, но и его описание и оригинальные комментарии.

Цель:

- С помощью изученных новых и старых методов рисования, путем изображения и вырезывания составить коллаж.

- Развитие творческого воображения и умения работать в коллективе, снижение эмоционального напряжения.

Инструкция:

Предлагаю каждой команде выполнить коллаж. Используйте для этого свое воображение.

Для работы вам потребуются краски гуашь, восковые мелки, клей ПВА, акварель, гель с блестками, вырезки из различных иллюстрированных журналов и газет, ножницы. Все это вы найдете на столах. Приступайте к работе.

Время работы 10 минут.

Во время работы можно включить тихую, спокойную музыку.

3. Придумать к коллажу:

Каждой команде придумать поздравление в честь Дня Святого Валентина и представить это поздравление так, как они хотели бы поздравить значимых для них людей.

Время: 3 минуты.

4. Поздравление педагогов с предстоящим праздником.

Время: 1 минута.

5. Зачитывание «сердечек» с «дерева ожиданий».

Время: 2 минуты.

6. Рефлексия (вопросы для обсуждения).

- Какие ощущения, эмоции вызвала затронутая тема?

- Считаете ли вы ее для себя актуальной?

- Что вам показалось наиболее интересным на данном семинаре-практикуме?

- Что вызвало трудности, заставило задуматься?

 

Спасибо за внимание!